Секреты долголетия от Владимира Зельдина
В его учителя танцев влюблялись еще наши бабушки. Всегда элегантный, с прямой спиной – это фирменный стиль 99-летнего актера. Владимир Зельдин не любит, когда его спрашивают о секрете долголетия. Но разве можно удержаться?
– Знаете, у меня анализы 65-летнего человека. Чувствую себя по-разному, все зависит от нагрузки. Раньше много гулял с собакой, а сейчас гулять не с кем. Пес прожил с нами 17 лет, был настоящим другом, все понимал.
Вета подобрала его на улице зимой, щенок замерзал и жалобно пищал. За эти годы он стал полноценным членом семьи и сейчас, конечно, его не хватает. Тем не менее я стараюсь совершать ежедневные прогулки – это нужно обязательно делать, чтобы держать себя в форме. Кстати, я рекомендую всем вашим читателям делать то же самое – не лениться и гулять ежедневно по 40-50 минут. Возьмите любимого человека под руку – и на улицу.
– Многие люди, ставшие классиками, были Вашими знакомыми. Вы ведь и Маяковского знали?
– Не знал, просто видел несколько раз. У нас в полуподвале в Филимоновском переулке был Дом актера, где проходила встреча Маяковского со студентами. Помню, он вошел – коротко стриженый, высокий – аж потолок подпирал. Мы старались его подловить, вопросы неудобные задавали, но поэт был блистателен.
– Вы остались советским человеком?
– Конечно. Мы носили значки ГТО, «Ворошиловский стрелок», занимались спортом. Было много кружков – столярный, переплетный. Все занимались делом – думать о наркотиках и прочей дряни было некогда. Многие сейчас ругают то время, даже проклинают, но нельзя закрывать глаза на то хорошее, что было. А оно, безусловно, было – детьми тогда занимались, молодежи уделяли время. У людей не было ощущения, что они брошены и никому не нужны.
– То есть Вы в СССР вернуться хотели бы?
– Я вообще никуда возвращаться не хочу – мне тут очень хорошо!
– Знаю, что Вы в свое время верховой ездой занимались…
– Ходил в Манеж. Занимались вместе с Васей Сталиным. Он скромный был – фуражка, гимнастерка… Эти занятия мне здорово помогли в фильме «Свинарка и пастух». Времени на подготовку тогда не было, и те занятия сослужили мне добрую службу.
– Сколько спектаклей сегодня играете в месяц?
– Около десяти. Иногда понимаю, что надо бы поменьше, устаю. На сцене огромные нагрузки, и в моем возрасте они уже даются с трудом. Но в то же время сцена заряжает и дает силы. Там забываешь обо всех болячках и о своем возрасте.
– Вы держите себя в такой форме, что и молодые могут позавидовать! Как Вам это удается?
– Детка, я никогда не курил. Даже в молодости не баловался. И не пью ничего, кроме воды да соков. Но сказать, что я прилагаю нечеловеческие усилия, чтобы не увлекаться вредными привычками, не могу. Мне просто не хочется – и все.
– А что насчет питания?
– Я всю жизнь питался безалаберно. У меня не было режима, спать ложился в три-четыре ночи. После спектакля звонки, разговоры, пока обсудишь все вопросы – уже утро! Но несколько лет назад все-таки занялся своим здоровьем серьезно и стал придерживаться определенных правил. Прежде всего, я высыпаюсь, потому что сон – это главный лекарь для тела. И в течение своей длинной жизни я не один десяток раз в этом убеждался. Я ем только черный хлеб и никаких булок! Обязательно ем сыр, йогурт и все продукты, где побольше витамина D. Стараюсь пить много воды, потому что это улучшает обмен веществ и дает мне энергию.
– Знаете, Вы очень стильно одеты…
– Это все жена – она внимательно следит за модой, выбирает мне одежду и определяет стиль. Я, конечно, тоже стараюсь участвовать – высказываю свое мнение, показываю что мне особенно нравится, но определяющее слово за ней. Я абсолютно доверяю этому человеку. Кстати, я никогда не скрывал, что Иветта Евгеньевна умнее меня – она закончила МГУ и работала в Бюро пропаганды советского киноискусства. Могу вам по секрету сказать, что мне с ней очень повезло. Кстати, я советую всем людям моего возраста и тем, кто помладше меня, не бояться одеваться ярко и стильно. Ну кто сказал, что человек после 70 лет должен ходить в неприметной, серой одежде? Да никто. Не ставьте себя в глупые рамки. Хочется вам надеть яркую красную кофту – смело надевайте! Вы будете в ней неотразимы.
– Правда, что Вы не любите, когда вам желают здоровья?
– На «Титанике» все были здоровы, а погибли… В восемь лет я купался на Оке, и меня чуть не затянуло под колесо большого парохода. Выбрался благодаря неимоверным усилиям. Потом в девять лет, когда и антибиотиков еще не было, заболел дифтеритом. Доктор отсосал гнойную пленку. И снова я остался жив. В 37-м нас не тронули. В 41-м – мне дали бронь. После войны я сыграл более тысячи раз спектакль «Учитель танцев», ни разу не заболев. Папа умер в 53 года, мама – в 47 лет, а я прожил почти две жизни. Если Бог меня хранит – значит, я не все еще завершил.
– Вы о чем-нибудь мечтаете сейчас?
– О том, что у меня будет такая жизнь, даже не мечтал. А сейчас хочу подольше выходить на сцену и дарить свою энергию и эмоции зрителю.